ЕДИНЫЙ НАРОД НЕЗАВИСИМОЙ СТРАНЫ

pubblicato 15 lug 2015, 07:47 da Webmaster Ambasciata   [ aggiornato in data 15 lug 2015, 07:47 ]

В Конституции нашей страны закреплено - народ Узбекистана составляют все его граждане независимо от их национальности. Они имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

"Узбекская модель" развития: великое возрождение

"…самым важным фактором, радующим всех нас, вдохновляющим на новые достижения и дальнейшее продвижение по пути развития и прогресса, прежде всего являются царящие в нашей стране мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие, атмосфера взаимного уважения и добра, изменяющиеся мышление и мировоззрение наших соотечественников, рост их правовой и политической культуры и активности".

Ислам Каримов

Помню, как однажды с коллегами-журналистами довелось сопровождать группу иностранцев. Они приехали в Ташкент по нашему приглашению. За несколько месяцев до этого, будучи участниками зарубежного семинара для работников СМИ, мы, прощаясь, позвали их в гости: "Вам обязательно нужно побывать в Узбекистане! Страна у нас очень красивая, столько всего увидите!"

И вот гуляем мы по солнечным столичным улицам. Наши туристы все время по сторонам оглядываются - ухоженные площади и парки, современные широкие дороги и мосты, величественные здания и жилые комплексы… Размах созидания в годы независимости очень впечатлил иностранцев. Не ожидали они, как честно признались, такого скорого реформистского шага от молодого государства. Но, пожалуй, с еще большим интересом они вглядывались в лица прохожих - представителей самых разных национальностей, прислушивались к разноязычной речи и радостному смеху, расспрашивали людей о том, как им здесь живется и работается, культуре, традициях и обычаях.

- У вас невероятно трудолюбивый, добрый и отзывчивый народ, - с искренним восхищением сказал нам один из гостей. - Такой теплой атмосферы толерантности, согласия и взаимного уважения я нигде не встречал. Сразу чувствуется, как вы любите страну, преданы ей, как едины в своих целях сделать для Родины что-то полезное, внести достойный вклад в ее развитие. Независимо от национальности и веры люди не мыслят себя вне Узбекистана. Это удивительно!

Похожие отзывы еще не раз приходилось слышать от иностранных экспертов на престижных международных конференциях и форумах. Отмечая успехи республики в разных сферах, зарубежные участники неизменно называли ее главными достижениями мир и стабильность, уважение к правам человека, толерантное отношение к представителям всех национальностей и конфессий, живущих в стране, единодушие народа, который уверенно строит демократическое правовое государство и гражданское общество.

Миру не хватает мира

Когда мы говорим о единстве и сплоченности нации, то подразумеваем прежде всего многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие. И у нашей страны в этом смысле опыт уникальнейший. Исторически узбекский народ бок о бок жил с представителями самых разных этносов, религий и культур. Однако поражает даже не это. А то, что люди не только бережно пронесли сквозь столетия традиции добрососедства и толерантности, не растеряв в лабиринтах истории, но и значительно их обогатили. В годы независимости все мы стали свидетелями того, как под руководством Президента Ислама Каримова эти высокие духовные ценности в гармоничном сочетании с современными демократическими идеями и принципами дали новое колоссальнейшее ускорение процессам единения и консолидации граждан. Благодаря этому синтезу выстроена система защиты прав человека и достоинства личности, обеспечившая каждому жителю независимо от этнической принадлежности и вероисповедания равные возможности в суверенной стране. Сегодня народ Узбекистана - это представители более 130 национальностей и 16 религиозных конфессий, которые живут и трудятся во имя процветания общей любимой Родины.

Исторических примеров того, чтобы идеи гуманизма и толерантности настолько глубоко и органично вошли в жизнь людей, чтобы государственные механизмы и политическая практика настолько точно выражали созидательный народный дух, их стремление к миру и душевную щедрость, не много. А потому к ценнейшему опыту Узбекистана сегодня все чаще обращаются зарубежные политики и ученые. Как удалось молодому государству всего за 24 года демократического развития достичь такого политического единства, сплотив народ идеей национальной независимости? Как смогла страна так искусно соединить лучшие традиции прошлого с современными реалиями, демократическим прогрессом? Это ли не чудо?

Прямая речь

"…Когда речь идет о достижениях мировой цивилизации, их, как правило, оценивают вкладом Греции и Италии в науку, Англии и Франции - в культуру, Германии и Америки - в технику, Японии и Швеции - в технологию. Если этот список продолжить вкладом в добро и мир, любовью к ближнему, то в первые строчки надо обязательно вписать Узбекистан. И если по этим бесценным человеческим ценностям проводилась бы рейтинговая оценка между народами и странами, то, не сомневаюсь, один из самых высоких рейтингов имел бы узбекский народ, весь Узбекистан. Сегодня множество организаций под эгидой ООН занимаются изучением причин возникновения конфликтных ситуаций в странах. Некоторым из них я бы посоветовал параллельно изучать и причины, исключающие возможность возникновения таких процессов, рекомендуя за опытом обратиться в Узбекистан". 

Из книги ректора Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубова

Действительно повышенный интерес к динамично развивающемуся Узбекистану подстегивают общемировые тенденции. Как ни парадоксально, но в XXI веке вопросы мирного сосуществования разных этносов и религий зазвучали с новой силой. Как-никак интеллектуальная мысль шагает семимильными шагами, человеческая цивилизация живет демократическими стандартами. Выстроена система международных институтов и организаций, регулирующих политические отношения. И все же миру не хватает мира.

Как показывают сводки новостей последних лет, подавляющее большинство конфликтов на планете географически приходится именно на ее полиэтнические и многоконфессиональные регионы. Неспокойной остается обстановка в Африке и на Ближнем Востоке. В основном, как правило, речь идет о нарушении мирного диалога между несколькими странами. Однако есть еще одна тревожная тенденция, о которой говорят специалисты и масс-медиа. Это отсутствие единства и сплоченности народа внутри отдельно взятых государств. Причем, это явление наметилось не только в некоторых развивающихся странах, где раскол общества традиционно обусловлен острыми экономическими и социальными проблемами, но и в высокоразвитых, например, европейских, где история демократии исчисляется не одним десятком лет.

Младшие братья

Конечно, на фоне этих мировых событий независимый Узбекистан, сумевший соз­дать в обществе атмосферу политического единомыслия и гражданского согласия, сплоченности, сформировать у своего народа единое национальное соз­нание, не мог не обратить на себя взор мирового сообщества. Пытаясь найти причины "узбекского чуда", некоторые эксперты поначалу ссылались на так называемый "положительный" опыт пролетарс­кого интернационализма. Иные специалисты даже выражали ностальгию по тому "замечательному" времени. Мол, в союзе, состоявшем из брат­ских республик, с высоких трибун многие годы провозглашалась дружба народов. И эта идея была настолько хороша, что по инерции продолжает жить в некоторых государствах постсоветского пространства. Вот только никто из них не уточнял при этом, что республики по отношению к центру выступали в роли младших братьев, которых он мог и "пожурить".

И это касалось не только экономических и производственных планов на пресловутые пятилетки. Естественные стремления жителей республик изучать многовековые национальные традиции и ценности, язык и культуру своих предков воспринимались как отсталость, пережиток прошлого, нечто позорное. А разве можно назвать не иначе, как дискриминацией по этнопризнаку, депортации целых народов в угоду личных предрассудков вождей советской власти?

"За годы независимости в Узбекистане были осуществлены коренные реформы, направленные на дальнейшую демократизацию государственного управления и модернизацию страны в целом, на обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, последовательное формирование сильного гражданского общества. Демократия - это не товар, который экспортируется извне. Устойчивое и стабильное развитие общества достигается только тогда, когда страна определяет свой путь демократического развития с учетом традиций, духовных ценностей и менталитета народа.  
Опыт многих развитых стран показывает, что строительство демократического общества является длительным процессом, который должен учитывать традиции, обычаи, религию, духовные ценности и менталитет народа. Я восхищен новым, независимым Узбекистаном и результатами избранного в стране собственного пути демократического развития".   

Генеральный директор компании "Orient Consulting & Legal Translation" Сафа Махмуд Алван (Объединенные Арабские Эмираты)

Из воспоминаний депортированных корейцев

"…В пути, в товарных вагонах, ставших для переселенцев временным жильем без элементарных бытовых удобств - трудно было всем. А ехали сорок с лишним дней и ночей. Очень многие семьи потеряли кого-нибудь из близких: дедушку, отца, мать, сына, дочь. От голода, холода, болезней".

"…Хорошо помню, как все депортированные жители нашего и окрестных селений жили в постоянном, хроническом страхе. Они были настолько сломлены и унижены, что ни о каком национальном самосознании не могло быть и речи. У всех был огромный человеческий страх перед теми, кто в два счета мог сломать и эту поселенческую жизнь".

Отношение же к религии центр сформулировал в презрительное "опиум для народа". Она была для советской власти конкурентом в борьбе за сознание людей. Поэтому верующим было запрещено открыто совершать обряды и церемонии. Десятки тысяч священнослужителей были репрессированы. Повсеместно уничтожались религиозные святыни и здания, многие из которых имели историческую и архитектурную ценность. А те, что уцелели, пришли в запустение или использовались для других целей. Например… тюрем.

Иными словами, этот якобы положительный союзный опыт не только не помогал, а напротив мешал Узбекистану в первые годы независимости. Представители почти двух десятков наций оказались в Центральной Азии, и в частности, в нашей стране, как ссыльные переселенцы. Чувство Родины, воспитываемое в сердцах людей поколениями, фактически было вырвано у этих этнических групп насильственной депортацией. В условиях крушения прежних идеологических ценностей люди с большим недоверием воспринимали любую попытку пробудить народный патриотизм. Невероятно сложно было отделить образ нетерпимого и глухого к нуждам наций старого политического аппарата от нового демократического государства. Не прибавляла равновесия и экономическая разруха, доставшаяся в наследство от командно-административной системы.

Лицом к лицу

Все это внутренние факторы. А были еще и внешние. Дефицит толерантности в этот период ощущался на всей планете. Многочисленные разломы на карте мира перекроили существовавшую геополитическую структуру. Особенно обострилась обстановка в странах Восточной Европы. Межэтнические противоречия привели к распаду Югославии - одного из самых больших европейских государств. Семнадцать лет взаимных претензий и столкновений "раскололо" государство на шесть стран, озлобившихся друг против друга и истощившихся экономически. Независимый Узбекистан, вступивший в мировое сообщество, не мог не чувствовать общую тревогу.

А ведь костры нестабильности к тому же чадили и в непосредственной близости с нашей страной. Деградация союза и его последующий развал спровоцировали вспышки межнациональной розни в ряде республик. Категорическое отрицание центром проблем в семье народов привело к тому, что созидательный по своей сути рост национального самосознания деформировался в открытое противостояние одной этнической группы другой. А где-то и в вооруженное столкновение. По некоторым данным, число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветской территории в 1988-1996 годах составило около 100 тысяч человек. Беженцами стали не менее пяти миллионов.

Грузия, Абхазия, Азербайджан, Армения, Южная Осетия, Молдавия… В Таджикистане разгорелась кровопролитная гражданская война. Накалилась до предела этно-национальная напряженность в Кыргызстане. Кроме того, в списке "горячих точек" планеты уже давно числился соседний Афганистан. Эффект неминуемой цепной реакции угрожал всему центральноазиатскому региону.

Можно представить, с каким огромным грузом политической ответственности Узбекистан принимал суверенный статус. Прогнозы многих экспертов тогда были неутешительными. Дескать, вряд ли удаст­ся столь неопытному в политических делах государству выйти без последствий из такого плотного огненного кольца из внешних и внутренних рисков. Узбекистанцам оставалось уповать разве что на чудо. И к удивлению скептиков, оно произошло.

Политические нервы новичка оказались крепкими. Ни поспешных решений, ни растерянности, ни минутной слабости. По четким и слаженным действиям было видно, что страну возглавляет мудрый и дальновидный лидер, человек огромного мужества и решительности - Президент Ислам Каримов, всецело посвятивший себя служению Родины и интересам народа. Глубоко осознавая, что только тогда можно рассчитывать на успех социально-экономических реформ, когда в государстве царят мир и спокойствие, руководитель республики сумел сделать казалось бы невозможное - возродить надломленный народный дух, дать нации веру в лучшее будущее, объединить ее и повести за собой по дороге демократии.

Очень метко написано о главе государства в книге Леонида Левитина "Узбекистан. Эпоха Каримова": "Каримов - лидер экстремальной эпохи… В этот неустойчивый, смутный период он сумел породить в узбекистанском обществе стабильность, поставить перед народом большие цели и задачи, возвышающие нацию в собственных глазах". А ведь Узбекистану в первые годы независимости пришлось лицом к лицу столкнуться с прямыми провокациями. Страна и ее руководитель проявили непоколебимую политическую волю, категорически сведя на нет попытки подстрекателей сыграть на национальных и религиозных чувствах узбекистанцев, дестабилизировать общество. Ни разу не усомнился народ в своем целеустремленном Президенте, которому доверился, за которым последовал в это трудное время. Впервые за долгие годы сердца людей наполнились чувством неподдельной гордости за своего сильного и харизматичного национального лидера.

Прямая речь

"…Декабрь 1991 года. В один из дней толпа, руководимая религиозными фанатиками, захватила здание бывшего Наманганского обкома партии. В центре зала был натянут огромный плакат со словами: "Да здравствует исламское государство!" Именно под этим лозунгом начался и не прекращался многочасовой митинг. Было выдвинуто пять условий, которые власти должны выполнить. Первое условие - сюда должен приехать Каримов. Второе - он должен поклясться на Коране в верности исламу и здесь, сейчас же, провозгласить исламское государство. Третье - посещение мечетей должно стать обязательным для мусульман… Четвертое - пятницу объявить нерабочим днем. И пятое условие - немедленное открытие религиозных школ.

О том, что происходит в Намангане, Президенту Каримову доложили сразу же. Он принял решение: "Еду туда". Помощники и руководитель службы безопасности пытались отговорить его от этого небезопасного шага, но Президент распорядился: "Готовьте самолет". Уже через час он прибыл в Наманган.

Экстремисты сразу же выдвинули еще одно условие: хотим говорить только с Президентом, пусть в зал войдет он один. Каримов согласился. Зал бесновался, и первые слова Ислама Каримова потонули в невероятном шуме, но потом все стихло. "Я не боюсь никаких угроз, - начал Президент. - Чтобы уйти сейчас отсюда, я мог бы обмануть вас, сказать, что согласен на все ваши требования, подписать указ и спокойно уехать, а потом указ отменить. Мог сделать и иначе - уехать отсюда, вызвать войска, милицию, и здесь бы навели порядок. Но я Президент, и я мужчина, я не бросаю слов на ветер и привык держать свое слово.

Подписать указ об изменении в стране государственного строя - не в моих полномочиях. Эти вопросы решает Верховный Совет. Мы соберем Верховный Совет, а вы пришлете в Ташкент своих представителей. Обещаю, что на заседании мы внимательно выслушаем все ваши аргументы и сообща примем решение".

Из книги Леонида Левитина "Узбекистан. Эпоха Каримова"

"Узбекистан за годы независимости добился огромных результатов в общественно-политическом и социально-экономическом развитии, до­стижения узбекского народа за короткий период времени в построении демократического государства и гражданского общества заслуживают особого внимания. 
Проводя сбалансированнуюмудрую внешнюю политику, учитывающую национальные интересы, Узбекистан получил признание во всем мире, укрепил свою роль и значение в международных и региональных делах. Как член ШОС он играет активную роль в укреплении региональной безопасности и борьбе с экстремизмом, терроризмом, наркотрафиком.

Профессор, директор Центра изучения России и Центральной Азии университета имени Джавахарлала Неру Арун Моханти (Индия)

Без подсказки

Но не только чудесами политической выдержки поразила республика. В отличие от других новообразованных стран Узбекистан не стал заимствовать иностранный опыт в области государственного строительства. Слишком большие жертвы могли принести такие "примерки импортной демократии", не имеющей никакого представления о местных реалиях. Слишком много государств тогда стали разменной монетой в геополитической игре более опытных игроков. Страна, уже пережившая один неудачный исторический эксперимент, не могла допустить, чтоб вновь "обесценились" судьбы ее граждан. Реформирование каждой из сфер общественно-политической и социально-экономической жизни республика под руководством Президента Ислама Каримова начала исключительно исходя из национальных интересов и безопасности, историко-культурных и региональных особенностей, исторического опыта развития узбекской государственности.

Прямая речь

"Чувствовалось, что многие критики… смотрят на Среднюю Азию, на события в ней с определенных высокомерных позиций, все время примеряя те или другие факты к европейским традициям… Особенно это касалось прав человека, которые, по их мнению, могут в одночасье быть очищенными от тысячелетних традиций, многовековой истории, сути и характера самого народа, его привычек, религиозных верований и так далее. Но такого не бывает. Нет подстриженных под одну гребенку прав человека…

Ислам Каримов избрал путь модернизации страны на основе соединения прошлого с будущим. Он хорошо понял, что эффективность универсальных институтов модернизации зависит от конкретных условий тех или иных государств, от социокультурных традиций того или иного народа, связанных преемственностью, но в то же время нацеленных на будущее…"

Из воспоминаний академика Российской академии наук Александра Яковлева

Давая законодательное слово стоять на защите демократических ценностей, государство закрепило в Конституции - народ Узбекистана составляют все его граждане независимо от их национальности. Они имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Это сейчас мы воспринимаем свои права и свободы как данность, нечто само собой разумеющееся. Но вернитесь мысленно в то время, представьте, какое огромное значение имел для всех нас, узбекистанцев, исторический момент обретения независимости, как повлияла она на наши судьбы? Многомиллионный народ, который на протяжении стольких лет работал на чужую экономику в ущерб собственным интересам, шагнул в новую, лучшую и свободную жизнь. Получил право жить в гражданском обществе, где признается и уважается многообразие и уникальность культур всех его участников. Где превыше всего ставятся человек, его жизнь, честь и достоинство. Для тех, кто уже отчаялся было верить в возможность счастливого будущего, это было поистине чудом.

Вспоминая этот переломный момент, Президент Ислам Каримов отметил: "Те, кто жил в то время, хорошо помнят, что не было большего унижения и обиды, когда попирались наши национальные ценности, традиции и обычаи, тогда, в составе бывшего СССР, Узбекистан был отсталой аграрной республикой с односторонней, гипертрофированной сырьевой экономикой, разрушительно влияющей на нее монополией производства хлопка.

Во времена бывшего тоталитарного режима кто в мире знал, что есть такая прекрасная страна, как Узбекистан, такая нация, как благородный узбекский народ? Кто признавал нас как независимое государство? Кто знал о том, что наша земля - это край огромных, уникальных богатств, родина великих ученых и мыслителей, наследниками какого бесценного достояния и потомками каких выдающихся личностей мы являемся?

…Независимость - это священное, ни с чем не сравнимое благо, ее достижение - это великое, судьбоносное событие, принесшее свободу нашему народу, пробудившее наше национальное самосознание, честь и гордость, чувство собственного достоинства, вернувшее нам родной язык, нашу религию, ценности и традиции.

Независимость для нас - это возможность свободно распоряжаться своей судьбой, судьбой своей страны, ее природными, экономическими и интеллектуальными ресурсами, задействовать ее огромный материальный и духовный потенциал на благо нашего народа, занять достойное место в мировом сообществе".

Страну охватил колоссальнейший подъем национального самосознания. Процессы духовного возрождения были запущены абсолютно во всех этнических диаспорах. Одним из их проявлений стало создание в Узбекистане обширной сети национальных культурных центров, принявших активнейшее участие в политическом, экономическом и духовном переустройстве общества. Благодаря этим общественным организациям не только консолидирующиеся в них национальности смогли вернуться к родному языку и традициям. Но и другие этносы открыли для себя их самобытную культуру, ее самоценность и достоинства. Представители многонационального народа будто заново узнавали друг друга, сближаясь и проникаясь чувством глубокого взаимоуважения, вырабатывая единое политическое мировоззрение и патриотический настрой.

Наша справка

Сегодня в Узбекистане функционирует более 140 национальных культурных центров. Статус республиканских имеют четырнадцать. Во многих из них действуют воскресные школы и классы, где дети и взрослые изучают родной язык, историю, национальные обычаи, обряды и традиции. Работают региональные отделения и молодежные объединения. Представители диаспор широко отмечают национальные праздники. Среди них - русская Масленица, болгарская Мартиница, армянский праздник роз Вардавар, польские Дожинки (праздник урожая), связанный с завершением весенних посевных работ корейский Овол Тано, татарский и башкирский Сабантуй, греческий Охи и другие.

Координирует деятельность национальных культурных центров, а также вносит вклад в совершенствование межнациональных отношений, удовлетворение национально-духовных потребностей представителей различных этногрупп, живущих в нашей стране, Республиканский интернациональный культурный центр, организованный по инициативе Президента Ислама Каримова. Ежегодно под его эгидой проходят фестивали "Узбекистан - наш общий дом", "Родина едина - Родина одна", "Наша сила - в единстве и сплоченности", а также конкурсы на знание родного языка, смотры национальных танцевальных и вокальных ансамблей, другие мероприятия.

Право на жизнь

Придавая процессам национального самоопределения и консолидации созидательный вектор, страна и ее Президент обращались к лучшим человеческим качествам народа - доброте и милосердию, состраданию чужому горю и взаимопомощи, гостеприимству и великодушию. Издревле присущим жителям нашего края и не уничтоженным даже искусственным столкновением этнических групп в годы советских репрессий и насильственных миграций. Когда в Узбекистан один за другим прибывали вагоны с депортированными, местные жители делились последним с незнакомыми, но голодными и измученными людьми, помогали обустраивать простейший быт. А сколько беженцев принял Узбекистан во время Второй мировой войны. В сороковые годы в нашу страну прибыло свыше миллиона эвакуированных, в том числе почти 200 тысяч детей. И для каждого ребенка нашлись любящая семья, дом и ласковое родительское слово.

В какие бы исторические тиски не попадали люди на нашей земле, они всегда сохраняли честь и достоинство, сострадание к ближнему. Протягивали руку помощи, хотя бедствовали сами. Потому что так народу подсказывало чуткое сердце.

Не обмануло оно и теперь, давая веру в новое демократическое государство и его идею национальной независимости. Доказательства своей этнической самодостаточности, защиты прав, свобод и законных интересов узбекистанцы видели повсюду. Практически у всех национальных культурных центров появились печатные издания, рассказывающие о жизни диаспор. Более того, обширное этноразнообразие стало отличительной чертой республиканских и региональных газет и журналов, теле- и радиоканалов, а также издательств. Разноязычие шагнуло на подмост­ки театров, в кинематограф и другие виды искусств. И особенно важно, что принципы толерантности были закреплены в системе образования. Значит, жители полиэтничной страны могут быть уверены не только в своем будущем, но и детей. Значит, следующие поколения будут жить с правом на гармоничное развитие, профессиональные рост и самореализацию. Жить, а не существовать!

Цифра. Факт

Единственный из стран Центральной Азии Узбекистан организовал обучение на семи языках. Таким образом, маленькие граждане нашей страны имеют возможность получать образование на родном для них языке. Преподавание в школах ведется на узбекском, каракалпакском, русском, туркменском, казахском, таджикском и киргизском. Такое же лингвистическое разнообразие соблюдается и при издании учебников и учебно-методических пособий. В средних специальных, профессиональных и высших учебных заведениях работают соответствующие отделения.

Кроме того, во всех образовательных учреждениях у молодежи есть возможность изучать один из иностранных языков - английский, немецкий, французский и другие. А с 2013 года согласно постановлению Президента введено их преподавание с первого класса. Об открытости Узбекистана миру говорит и наличие в учебных программах таких курсов, как всемирная история, зарубежная литература, основы культурологии, религиоведение, эстетика, и других.

Диалог о духовности

Неотъемлемой составляющей национальной системы защиты прав человека стала свобода совести и вероисповедания. Государство четко очертило политику в этой сфере. Ни полунамеков, ни полуобещаний, но твердые правовые гарантии. Уже в 1991 году принят Закон "О свободе совести и религиозных организациях". Выбрав светский путь, страна предоставила право каждому узбекистанцу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Религиозные убеждения признаны личным делом граждан. Провозглашена недопустимость преследования как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их, а также принудительного насаждения религиозных взглядов.

"Важная личная роль Президента Ислама Каримова имеет большое значение как для Узбекистана, так и всего мира. Убеждена, что результатом именно его усилий является принятие мер по обеспечению мира и безопасности, борьбе с экстремизмом во всем регионе".

Руководитель инвестиционно-консалтинговой компании "MBS SAS" Мари-Элен Берар (Франция)

"Радует, что в Узбекистане царят мир и стабильность, межнациональное согласие. В вашей стране с уважением относятся к обычаям и традициям представителей всех наций и народностей, в том числе немецкого народа, созданы все условия для их свободного проживания, обучения, работы, проявления своих творческих способностей и потенциала".

Уполномоченный Федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств Федеративной Республики Германия Хартмут Кошик

Раскрывая суть взаимоотношений государства и религии, Президент Ислам Каримов отметил: "Мы за то, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию".

При Кабинете Министров организован Комитет по делам религий, главной задачей которого стало создание условий для возрождения религиозных конфессий и духовных ценностей народа. Сегодня в республике действуют более 2,2 тысячи религиозных организаций. Что самое удивительное, это не только исторически традиционный для нашего края ислам. Узбекистанцы исповедуют различные направления христианства, а также буддизм, бахаизм, иудаизм и учение Кришны. При этом все конфессии ведут единый диалог о духовном совершенствовании и общечеловеческих моральных ценностях. Верующие искренне поздравляют друг друга с религиозными праздниками - Курбан-хаитом и Рамазан-хаитом, Пасхой и Рождеством, Пейсахом и Ханукой, другими.

Наша справка

В 2006 году Евангелистско-лютеранская община Узбекистана отпраздновала 110-летний юбилей единственной в Центральной Азии лютеранской кирхи. В 2003-м прошли мероприятия по случаю 100-летия Армянской апостольской церкви, в 2012-м - торжества, приуроченные к 140-летию Ташкент­ской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви. И в этом же году широко отмечено 110-летие возрождения католичества в Центральной Азии.

Построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей и молельных домов, в том числе православные храмы в Ташкенте, Самарканде и Навои. Примечательнейшей в этом смысле является история Католического костела, ныне одной из знаменитых достопримечательностей столицы. Его строительство началось еще в начале двадцатого века, однако советская власть с ее отношением к религии, конечно, завершать его не собиралась. А чтобы здание не пропадало даром, здесь устроили общежитие завода, а затем и вовсе склад с химикатами. Естественно, к тому времени не сохранились ни скульптуры, ни ценности из храма. И только в годы независимости он был достроен и стал использоваться для религиозных нужд.

В стране сформировалась полноценная система религиозного образования. Получить его верующие могут в Ташкентском исламском институте, медресе, православной или протестантской семинариях. А с 1999-го в столице начал работать также исламский университет.

Узбекистанцам предоставлено право открыто совершать обряды и ритуалы, богослужения, паломничество к святым местам. Религиозный плюрализм занял свое достойное место в новом свободном обществе.

Равные среди равных

Насколько пестра в своем многообразии общественная структура и при этом настолько гармонична, естественна и монолитна. Оглядываясь на непростые испытания переходного периода, сегодняшний успех национальной модели толерантности и обеспечения прав человека покажется кому-то удивительным. Но это только со стороны, для других. Для нас же, узбекистанцев, свершившееся чудо - закономерный результат глубоко продуманной государственной политики, проводимой Президентом Исламом Каримовым. Воплотившая в себе универсальные общечеловеческие ценности, она дала нам возможность жить в мирной и безопасной стране, где мы можем быть спокойными за благополучие своих семей. Быть самими собой, равными среди равных.

А потому идею национальной независимости и демократического обновления приняли все без исключения диаспоры, которые сегодня как один с гордостью говорят: "Моя Родина - Узбекистан!" Признавая уникальную этноидентичность каждого человека, она объединила наше большое и разноликое общество в едином созидательном стремлении. Представители разных национальностей активно участвуют в государственной, экономической и социальной жизни Узбекистана. Среди них есть сенаторы и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов. Они работают в органах исполнительной власти и самоуправления граждан, возглавляют предприятия и организации. И их добросовестный труд высоко оценивается государством. В годы независимости соотечественники из разных диаспор награждены званием Героя Узбекистана, орденами "Эл-юрт хурмати", "Мехнат шухрати", "Дустлик" и другими государственными наградами.

В своем выступлении на торжествах, посвященных 23-й годовщине независимости нашей страны, Президент Ислам Каримов подчеркнул: "…оценивая результаты неуклонного продвижения по избранному нами пути с целью построить демократическое государство и гражданское общество, войти в число развитых стран мира, считаю своим долгом твердо заявить: каждый живущий в нашей стране человек, независимо от возраста, национальности, языка и вероисповедания, вправе с высоко поднятой головой сказать, что в проделанной всеми нами колоссальной работе во имя процветания и прогресса нашей общей Родины - Узбекистана есть и его достойный вклад".

Гармонию внутреннюю продолжает гармония внешняя. Выстраивая отношения с иностранными партнерами, Узбекистан придерживается того же миролюбивого и созидательного принципа, выступая за нормальные и взаимополезные условия сосуществования различных культур и цивилизаций. Партнерство на равных. Умение слушать и слышать своего собеседника. Открытость миру. Готовность к конструктивному диалогу, взаимообогащению, перенимать и делиться лучшим опытом. В том числе и в области толерантности.

Наша справка

Узбекистан активно поддержал принятие Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции. Ежегодно в преддверии Международного дня толерантности в нашей стране проходят различные мероприятия, направленные на укрепление атмосферы межнационального и межконфессионального согласия.

В 2000 году участники Международного конгресса ЮНЕСКО по межрелигиозному диалогу и культуре мира приняли Ташкентскую декларацию, призванную содействовать межрелигиозному диалогу и сотрудничеству как важному шагу в борьбе за культуру мира.

А в 2007-м, отдавая дань руководству страны в утверждении норм и ценностей, способствующих межконфессиональному согласию и межрелигиозному взаимопроникновению, всестороннему развитию гармоничной личности, принимая во внимание роль ислама в формировании уникального культурно-исторического и общественно-политического пространства, где в мире и согласии сосуществует множество религий и национальностей, Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (АЙСЕСКО) объявила город Ташкент столицей исламской культуры.

Говоря о значении толерантности и месте Узбекистана в XXI веке, Президент Ислам Каримов отметил: "Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя это словами безопасность, стабильность и устойчивость развития. Ибо именно эти понятия создают прочный фундамент мира, благополучия, процветания каждой стране, каждому народу, являются неотъемлемым условием геополитического равновесия на планете, дают право каждому человеку смело и уверенно глядеть в будущее".

…Анализируя события и достижения этих 24 лет, мы, узбекистанцы, хорошо понимаем, что они стали частью нашей истории только благодаря независимости. В рейтинге стран мира с самой быстро развивающейся экономикой Всемирного экономического форума в Швейцарии Узбекистан занял пятое место. А согласно "Всемирному индексу счастья", составленному на основе статистических данных Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития, наша республика заняла лидирующие позиции в этом списке среди стран Содружества Независимых Государств. Возможно ли это было в тоталитарном советском государстве, ставившем на первое место свои интересы, а не нужды людей, их благо? Конечно, нет. Только демократическая страна, преданная высоким национальным и общечеловеческим ценностям и живущая во имя народного счастья, способна на великие свершения. Торжественно провозгласив приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, Узбекистан все эти годы остается верен своим обещаниям. Каждый нормативно-правовой акт, каждая общенациональная программа выполняет священное предназначение - обеспечить достойную жизнь людям, повысить уровень достатка в их домах. Нет в нашей стране места прошлым популистским лозунгам, реформам ради реформ - все политические, экономические и социальные преобразования реализуются с чувством огромной ответственности перед нынешним и будущими поколениями.

Ощущая огромную заботу государства, мы как зеницу ока бережем независимость, давшую нам право самостоятельно распоряжаться своей судьбой и гордиться Родиной, подарившую веру в собственные силы. Отныне нет для нашей страны невыполнимых социально-экономических задач, когда ее граждане живут одними мечтами, трудятся во имя общего блага. Когда народ сплочен вокруг решительного национального лидера, силен духом и един. А значит, еще не раз удивит международное сообщество феномен "узбекского чуда".

В зеркале общественного мнения

В прошлом году Центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" провел социологический опрос, направленный на выявление и анализ тенденций и динамики общественного мнения о достижениях страны в социально-экономической, правовой и политической сферах. Социологи оценили изменения в ключевых областях жизни общества, и прежде всего в мировоззрении жителей, их политической культуре и гражданской активности.

Согласно результатам исследования, развитие республики во многом определяется социально-политической и экономической стабильностью, балансом общественных, межнациональных и индивидуальных интересов. Узбекистанцы отчетливо осознают, что в нынешнее тревожное для всего мира время решающее значение имеет сохранение бесценного богатства - мира и спокойствия, межнационального и гражданского согласия. Более 90 процентов участников опроса одним из важнейших достижений независимости считают укрепление мира и стабильности, отмечая в этом фундаментальную роль главы государства.

Большая часть людей устойчиво поддерживает демократические ценности и идеалы, испытывая чувство удовлетворенности модернизацией приоритетных направлений экономики и права. Это нашло отражение в положительной оценке респондентами деятельности важнейших социальных, политических, экономических и правовых институтов. Общественное мнение убедительно фиксирует, что в годы независимости неизменно пользуется высоким доверием населения Президент Узбекистана, являясь неоспоримым лидером страны, имеющим всенародную поддержку.

Подавляющее большинство согласилось с тем, что понимание ценности независимости стало частью их сознания, а чувство гордости за страну и ответственности перед ней достигло высокого уровня. При этом анализ показывает, что с каждым годом все больше людей поддерживают эту точку зрения.

Опрос в очередной раз подтвердил приверженность населения демократическим ценностям и возрастающее чувство сопричастности граждан к делам государства. 88,1 процента участников исследования высказались за то, что в годы независимости выросли духовный уровень жителей, их идейно-нравственный и этический облик. А гостеприимство и дружелюбие, доброта и миролюбие, трудолюбие, уважение к старшим, исторической памяти, культурному наследию и национальным традициям - основные нравственные качества, отражающие характер узбекистанцев.



Автор: Газета «Правда Востока»
Comments